Примечания: 1. При заданном межосевом расстоянии а требуемое значение коэффициента суммы смещений Xj. можно получить за счет изменения числа зубьев z\ или ута наклона р, если эти изменения допускаются.
2. При Xj. > 0,3 и ы < 2 наибольшая скорость скольжения в зацеплении будет большей, чем
в передаче без смещения.
3. При и = 1 рекомендуется Xj = Xj = 0,5xj..
8. Значения наименьшего числа зубьев зубчатого колеса с коэффициентом смещения х = О при станочном зацеплении с исходной производящей рейкой
р°
7 .
7 .
До 12
Св. 21 до 24
Св. 31 до 34
Св. 12 17
24 28
34
17 * 21
28 31
Цилиндрические прямозубые передачи
9. Формулы и пример расчета прямозубой передачи внешнего зацепления без смещения
Размеры, мм
Парамефы и обозначения
Расчетные формулы и указания
Числовые значения
Число зубьев шестерни Zi Число зубьев колеса
Задаются или выбирают в соотве1и1вии с расчетом зубьев на прочность, требованием кинематики и конструктивными соображениями
20 30
Модуль т
Определяют расчетом иа прочнос1Ь и округляют до ближайшего большего по ГОСТ 9563-60. Предпочтительный ряд т: 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; Ш; 12; 16
Параметры и обозначения
Расчетные формулы и указания
Числовые значения
Угол профиля а
Нормальный исходный контур
20°
Делительный диаметр d
dj = ijm
Межосевое расстояние а
Диаметр вершин зубьев d
da\ = 1 + 2/
dal = 2 + 2w
Диаметр впадин dj-
dfi = dy- 2(c + m) dfi = dj - 2(c + /и)
52,8
(справочный размер)
82,8
Постоянная хорда
ci c2 lr387m
4,16
Высота до постоянной хорды
cl = c2 = 0>748/M
2,24
Цилиндрические косозубые передачи при параллельных валах
Косозубая передача более плавная и передает большую мощность, чем прямозубая, при тех же размерах. Недостатком косозу-бых передач является возникающая в зацеплении дополнительная осевая сила, отсутст-
Рис. 11. Линии винтовых зубьев колес:
а - правая; б - левая
вуюшая у прямозубых колес. Линии зубьев имеют правое или левое направление. Правой называют такую линию, точка на которой движется по часовой стрелке при удалении вдоль зуба, если смотреть на колесо со стороны его торца (рис. 11). Углы наклона двух сцепляющихся колес равны. Схема развертки делительного цилиндра зубчатого колеса показана на рис. 12.