Читаемые статьи
Читаемые книги
Ссылки
|
Главная > Корпуса подшипников скольжения Из металлофторопластовой ленты (МФЛ) штамповкой и калибровкой изготовляют неразъемные, разъемные и открытые подшипники. К неразъемным относятся свертные втулки. Металлофторопласговая лента состоит из трех слоев: 1) основы в виде полос из сталей 08кп, Юкп, покрытых слоем красной меди Ml или латуни Л90; 2) порошкового пористого слоя из сферических фанул бронзы, напеченных на стальную ленту; 3) фторопластового слоя с наполнителем, покрывающим тонкой пленкой гранулы бронзы и заполняющим пустоты пористого слоя бронзы. 23. Основные размеры, мм, втулок из МФЛ
Рабочий слой состоит из суспензии фторопласта 4ДВ - 75 % и M0S2 - 25 % (объемные доли). Размеры ленты соответствуют данным табл. 22. Основные размеры втулок из металлофторопластовой ленты приведены в табл. 23. Запрессовка готовых втулок в корпус с посадкой р6 обеспечивает фиксацию втулки и ее упругую устойчивость. Отношение радиуса изгиба к толщине материала при свертывании втулок должно быть не менее 6. Свертывание втулок антифрикционным слоем наружу не допускается из-за образования разрывов в наружном бронзовом слое. При недостаточной величине зазора и нагреве подшипника вследствие трения может получиться заклинивание (заедание) вала; при излишне больших зазорах уменьшается площадь соприкосновения, вследствие чего возрастают фактические давления и ускоряют износ поверхностного слоя фторопласта. Рекомендуемые зазоры при установке подшипников из МФЛ приведены в табл. 24. 24. Рекомендуемые зазоры металлофторопластовых подшипников, работающих без смазки
Наружная и внутренняя фаска 0,4 х 45 °. 2 Поля допусков даны по ГОСТ 25346-89. Исследования работоспособности подшипников из МФЛ подтвердили сравнительно высокую стабильность их антифрикционных свойств при повышении температуры. Однако более длительные их испытания приводили к износу верхнего приработочного слоя ленты и оголению бронзы. С течением времени (особенно быстро при трении без смазки и больших нафузках) был заметен дальнейший износ ленты. При введении жидкого масла или пластичного смазочного материала скорость изнашивания материала заметно уменьшилась. Срок службы подшипников зависит от их габаритов, твердости и шероховатости рабочей поверхности стального вала. С уменьшением рабочего диаметра и увели- rf, мм............. 10 15 Ам............... 0,50 0,68 Ra, мкм.......... 2,5 1,25 Аш.............. 0,3 0,47 Влияние твердости стального вала на скорость изнашивания менее заметно. Так, при прочих одинаковых условиях срок службы подшипников при трении по незакаленному валу всего на 14 % меньше, чем при трении по закаленному валу с HRC > 45. Так как слой ПТФЭ (политетрафторэтилен) на ленте имеет незначительную толщину, то теплопроводность этого комбинированного материала близка теплопроводности металла ленты. В процессе изнашивания теплопроводность ленты изменялась от 14,7 до 33,8 Вт/(м°С) при рекомендованном расчетном его значении 28 ВтДмС). Столь высокие значения теплопроводности ленты предопределяют (наряду с низким коэффициентом трения) низкую температурную напряженность эксплуатации этих подшипников. Подшипники из МФЛ в основном применяют в узлах, где смазывание недопустимо или затруднено, что позволяет упростить обслуживание и повысить надежность эксплуатации машин. Ленточный материал, где в качестве антифрикционного слоя использован ПТФЭ (37 %) со свинцом (50 %) и фенолформаль-дегидной смолой (13 %), выпускают в Германии под маркой Спрелафлои (SF). Преимуществом подшипников из этого материала является возможность механической обработки рабочей поверхности. Ленточный материал SFa, SFb, и SFc различается толщиной антифрикционного слоя. Выпускают также втулки из композиционного материала SFm, который не спекается со стальной лентой и уступает ленточному материалу по износостойкости, допустимым нафузкам и температуре эксплуатации. чением шероховатости вала более Ra 0,32 мкм скорость изнашивания подшипников заметно повышалась. Ниже приведены значения коэффициентов, рекомендуемые для учета влияния масштабного фактора и шероховатости на уменьшение срока службы подшипников из МФЛ: 20 0,81 25 0,91 0,63 0,68 30 1,0 0,32 1 35 1,08 40 1,13 0,16 Материал SF рекомендуется применять для подшипников, в которых смазывание не может осуществляться или исключается по технологическим соображениям, либо когда вследствие малой скорости скольжения или качательного движения вала не может образовываться смазочная пленка. Эти материалы наиболее часто используют для изготовления узлов рулевого и педального управления автомобилями, текстильного, пищевого и медицинского оборудования, а также для накладных направляющих. Втулки из композиционного материала рекомендуется применять в афессивных средах. Работоспособность ленточного материла SF в тяжелонагруженных шарнирах при давлении 70 МПа и скорости скольжения 0,02 м/с [32]: амплитуда колебаний ±2° при частоте 1,9 Гц; коэффициент трения стабильный и не превышает 0,041, температура 27 °С. (Коэффициент трения для МФЛ несколько выше - 0,05, температура - около 35 °С.) После 60 ООО двойных ходов износ подшипников из SF составил всего 4 мкм. О целесообразности использования материала SF для подшипников свидетельствует их многолетняя эксплуатация в узлах различных металлорежущих станков. Подшипники из древесных пластиков. Подшипники скольжения из древесных слоистых пластиков отличаются хорошей износостойкостью, приближающейся к стойкости текстолита и цветных металлов. Наибольшей износостойкостью обладают торцовые поверхности древесного слоистого пластика, наименьшей - поверхности, параллельные клеевым слоям, что следует учитывать при конструировании втулок и вкладышей подшипников. Износ шеек валов, работающих в паре с вкладышами из древесного слоистого пластика, меньше, чем при работе с вкладышами из бронзы или антифрикционного чугуна. Способность древесных пластиков поглотать воду и разбухать является отрицательным свойством; в то же время смачиваемость материала позволяет применять воду в качестве смазывающего вещества. Древесные пластики имеют относительно невысокий модуль упругости, вследствие чего подшипники излишне пружинят. Для уменьшения этого недостатка применяют вкладыши небольшой толщины с плотным набором в кассету. Другой недостаток пластика - низкая теплопроводность; поэтому нужно уделять большое внимание выбору смазки и способу ее подачи, что влияет на интенсивность отвода тепла. При конструировании подшипников из древесных слоистых пластиков рекомендуется соблюдать следующие условия. Толщину стенок вкладыша принимать: около 5 мм при диаметре вала до 50 мм; 8 - 10 мм при диаметре 60 - 100 мм; 10 - 12 мм при диаметре более 100 мм. Для облегчения отвода тепла при больших удельных давлениях и окружных скоростях толщина вкладыша должна быть небольшой, длина - примерно равна его внутреннему диаметру (меньшая длина при смазке маслом). При определении зазора между валом и подшипником учитывают тепловое расширение вала и подшипника, шероховатость поверхности, условия смазки и охлаждения. Если древесный пластик работает не по торцовой поверхности, принимают во внимание возможное изменение размеров от разбухания вкладыша. Если же он работает торцом к поверхности шейки вала, то при смазке и малой нафузке принимают посадку H9/fE, а при большой нафузке посадку Hll/dU. При диаметре d шейки вала более 25 мм рекомендуются зазоры 0,04 мм +0,002 для малой нафузки и 0,04 мм + 0,003 для большой нафузки. вкладышей из древесных пластиков следует принимать большие зазоры, чем ДЛЯ металлических, чтобы устранить зажим вала при тепловом расширении. При работе средней интенсивности для диаметра вала т 25 до 100 мм зазор следует принимать 10-0,15 мм, для более интенсивной работы jajopbi увеличивают. Втулки рекомендуется запрессовывать в кассеты с натягом главным образом при смазке маслом. При смазке водой вкладыши разбухают, поэтому натяг допускается небольшой. Обычно величину натяга под запрессовку втулок при смазке маслом принимают 0,5-1,5 % от внутреннего диаметра втулок. В качестве смазки используют жидкие минеральные масла, воду, эмульсии и пластичные смазки. Циркуляционная смазка машинным маслом применима при нафузках до 2 МПа и скорости г; до 4 м/с. Ддя дальнейшего повышения нафузок р до 20 МПа и скорости v до 7-10 м/с требуется водяная смазка. При более жестких условиях работы подшипников рекомендуется использовать эмульсии. Текстолитовые подшипники. Подшипники из текстолита работают при температуре не выше 80 °С. При смазке водой они допускают нафузку /> = 30 -н 35 МПа, pv = = 20 25 МПам/с; при смазке маслом допускают р =7,5 -г 10 МПа, pv = 20 25 МПам/с. Коэффициент фения текстолита: 0,07-0,08 при смазке минеральным маслом, 0,01-0,005 при смазке водой. Полиамидные подшипники. Из полиамида изготовляют втулки и вкладыши способом литья под давлением. Полиамидные подшипники обладают малым коэффициентом трения и стойкостью к истиранию. Они допускают нафузку р- 5 7 МПа, pv = \5- 20 МПам/с, рабочую температуру не выше 100 С; смазка минеральным маслом. Капроновые подшипники. Капроновые подшипники допускают нафузку р < 2,5 МПа, окружную скорость v < 5 м/с и температуру нафсва t < 100 °С. Относительный зазор в подшипнике 9 = 0,0030,006, d где D - диамеф расточки вкладыша; d -диамеф шейки вала. Капроновые подшипники смазывают минеральными маслами небольшой вязкости. При смазке водой фузоподъемность подшипников уменьшается. При р < 0,5 МПа и tJ < 1 м/с подшипники могут работать без смазки. В капроновых подшипниках вследствие их малой теплопроводности резче, чем в |
Чем хороши многотопливные котлы? Нетрадиционное отопление Детище отечественной Оборонки Что такое автономное индивидуальное отопление? Использование тепловых насосов Эффективное теплоснабжение для больших помещений Когда удобно применять теплые полы |
© 1998 - 2024 www.300mm.ru.
При копировании материала обязательно наличие обратных ссылок. |