www.chms.ru - вывоз мусора в Жуковском
Читаемые статьи

Читаемые книги

Ссылки


Главная >  Электрические составляющие кузова 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 [ 40 ] 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

21 Контактные системы с электронным ключом

1 Эти системы появились первыми и представляли собой попытку улучшить херактеристики батарейно-катушечной системы, не меняя ее основных принципов.

Первым шагом было использование транзисторного ключа для прерывания цепи первичной обмотки катушки зажигания. Для управления включением и выключением электронного ключа использовались все те же контакты прерыветеля.

Простейшая схема такой системы изобрежена на рис. 6.46. Роль электронного ключа в ней выполняет транзистор типа п-р-п, включенный в цепи первичной обмотки катушки зажигания. Ток обмотки проходит от коллектора (с) к эмиттеру (е) до тех пор, пока эмиттер имеет отрицательное напряжение относительно базы (Ь).

При размыкании контактов прерывателя S положительное напряжение от базы отключается и ток эмиттера лрерывеется.

Цифры на схеме показывают, что ток базы, е следовательно, и ток через контекты, [0.16 А) состевляет лишь 2% от управляемого транзистором тока (8 А). Таким образом, транзисторный ключ может включеть и выключеть довольно большой ток, требуя для своего управления ток значительно меньшей силы.

► ovO-

Напряжение зажигания -►

Катушка зажигания

Транзистор типа п-р-п --►-ьг

Контактный \.

прерыватель

Смешение

Рис. 6.46. Приниип работы электронного ключе

Показанная схема иллюстрирует только принцип. Практического применения она не получила, поскольку требует для смешения напряжения безы относительно эмиттера дополнительного источника напряжения.

2 Поскольку через контакты теперь протекает малый ток [в данном случае 0.16 А), долговечность контактов значительно возрастеет. Кроме того в этой схеме уже не требуется конденсатор, поскольку контакты отделены от первичной обмотки катушки. Ресурс контактов даже при такой простой схеме повышается до 100 СХЮ миль.

3 При резработке кетушки зажигания для схемы упревления с транзисторным ключом приходится принимать во внимание индуктивность катушки (см. главу 1).

Индуктивность, кроме всего прочего, зависит от числе витков обмотки. Энергия магнитного поля катушки составляет

W= 1/2 Ll,

где W - запасенная энергия (Джоули); I - ток в обмотке катушки (Амперы); L - индуктивность катушки (Генри).

4 Важно, чтобы при замыкании контактов ток в обмотке катушки вырос как можно быстрее, чтобы успеть накопить достеточную энергию перед следующим размыканием.

Индуктивность в электрической цепи подобна маховику. Как тяжелый маховик требует времени дпя раскрутки до заданной скорости, так и индуктивность препятствует нарастанию тока в цепи.

Время нарастания тока в первичной обмотке существенно сдерживает частоту вспышек (см. рис. 6.47). Поэтому разработчики приняли решение увеличить ток в первичной обмотке катущки с 3 А до 8 А. Это позволило уменьшить число витков первичной обмотки, но потребовало увеличить коэффициент трансформации кетушки (отношение числа витков вторичной и первичной обмоток) до 250:1 и даже до 400:1, тогда как в обычной системе это соотношение равно 66:1.

Уменьшение числа витков первичной обмотки, кроме того, позволило снизить активное сопротивление катушки и связанные с этим тепловые потери.

5 Снижение индуктивности катушки зажигения имеет и еше одно важное знечение. Дело в том, что при резком уменьшении

Обычная система

Ток в катушке, Амперы

Ток в катушке. Амперы 4


Транзисторная система


Контакты Контакты раз- аамкнугы омкиуты

Рис. 6.47. Нарастание тока в первичной обмотке - сравнение

Контакты разомкнуты



Электронное зажигание

Напряжение на 20

свече, киловольты

Обычное зажигание

j Верхний предел

Г - -

100 200 300 400 500

Вспышек в секунду

Рис. 6.4S. Сравнение характеристик обычной и электронной систем

тока в первичной обмотке, в ней возникает э.д.с. самоиндукции, котюрая может во много раз превзойти напряжение бортовой сети. Это напряжение может представлять опесность для других электрических и особенно электронных приборов автомобиля. Поэтому понятно стремление разработчиков максимально снизить индуктивность кетушки.

6 Скорость нарастания силы тока в первичной обмотке катушки является главным фактором, определяюшим максимальную частоту работы системы зажигания. Уменьшение индуктивности катушки, которое становится возможным с применением электронного ключа, позволяет значительно повысить быстродействие системы (см. рис. 6.47 и 6.4В).

7 Преимушества системы зажигения с электронным ключом, лозволяюшие повысить частоту и мошность искры, долговечност свечи и контактов прерывателя, в целом увеличивают интервал между обслуживаниями системы.

Вместе с тем, к недостаткам этой системы следует отнести остевшийся в ней механический прерыветель с контактами. В настоящее время автомобили с такой системой зажигания не выпускаются, хотя основанные на этом принципе неборы, предназначенные для модернизации старых автомобилей силеми домашнего мехеника, остаются очень популярными.

22 Схема системы зажигания с электронным ключом

на одном транзисторе

О-СГЪ-VW

+ Выключатель олЯ зажигания

Питание от

диод 15 А 150 В

аккумулятора 2B

Контактный прерыватель


к свечам зажигания

о Катушка § зажигания с о коэффициентом

Ю 4Q0;1

Рис. 6.49. Схема системы зажигания с электронным ключом на одном транзисторе

1 Как было указено выше, схема рис. В.46 обладает недостатком: она требует дополнительного источника питения для смешения базы. В действительности напряжение для питания и для смешения берется от одного и того же источника -аккумулятора. Для получения напряжения смешения пераллельно аккумулятору включается пара резисторов, образующих делитель напряжения. Реализация этой идеи показана на рис. 6.49, где изображена реально работающая схема.

2 Первая цель электронного зажигания состояла в том, чтобы оградить контекты прерывателя от большого тока первичной обмотки катушки. Транзистор, работающий в режиме ключа, защищен от высокого напряжения, возникеюшего вследствие самоиндукции, стабилитроном. При достижении напряжением порога проводимости стабилитрона (56 В), транзистор шунтируется его малым сопротивлением, пока не исчезнет напряжение самоиндукции.

3 При замкнутых контактах прерывателя резисторы и R3 выполняют роль делителя напряжения и создают смещение на базе транзистора так, что он оказывается включенным. Ток идет через резистор R. диод транзистор (от эмиттера к коллектору) и далее - через первичную обмотку катушки.

4 При размыкании контактов ток через делитель прерывается и база оказывается практически под полным непряжением аккумулятора. В то же время через диод и резистор продолжает течь небольшой ток, в результате чего эмиттер оказывается под напряжением примерно на 0.7 В отрицательнее базы. Этого достаточно для того, чтобы транзистор мгновенно запер первичную обмотку катушки, в результате чего во вторичной обмотке индуцируется высокое напряжение.

Схема обычно монтируется на пластине с хорошей теплопроводностью для отвода тепла и заливается эпоксидным компаундом для зашиты от повреждений.

23 Схема системы зажигания с электронным ключом на двух транзисторах

1 Схема с одним силовым транзистором проста, но /!учшим решением является схема с двумя транзисторами. В этом случае первый транзистор получает сигнал от прерывателя и управляет вторым, силовым, транзистором, который прерывает ток в катушке.



-12V о


Рис. 6.50. Схема системы зажигания на двух транзисторах

Преимушеством схемы на двух трензисторах является пониженный тепловой режим транзисторов.

2 Схема зажигания не двух транзисторах показана на рис. 6.50. В схеме использованы трензисторы разных типов; Т типа р-п-р и Т типа п-р-п. [Напомним, что транзистор типа р-п-р находится в проводящем состоянии, когда его база имеет отрицательное смешение относительно эмиттера, е для транзистора типа п-р-п необходимо смБешение противоположного знака].

3 При замкнутых контектах прерывателя ток, проходящий через цепочку R, и создает не резисторе падение напряжения, достаточное для отпирания транзистора Т.,. Ток коллектора Т, создает падение напряжения не резисторе R, которое отпирает транзистор Т.

4 При размыкании контактов смещение на базеТ, пропадает и транзистор запирается. Отсутствие падения напряжения на R запирает также и транзистор Т, прерывая ток через первичную обмотку катушки.

Индуцированное высокое напряжение во вторичной обмотке через распределитель зажигания подается на свечи.

5 В момент прерывания тока в катушке возникает э.д.с. самоиндукции, достигающая нескольких сотен Вольт, достаточных для пробоя транзистора Т. Для защиты транзистора параллельно ему установлен стабилитрон, который открывается при напряжении примерно 100 В и шунтирует транзистор.

Цепочка резисторов R., и рассчитана так, чтобы обеспечить необходимое смещение на базу Т.,. Резистор Rg рассчитан так, чтобы через контакты протекал ток примерно 250 ма, необходимый для выгорания загрязнений и предотвращения коррозии. R -балластное сопротивление для ограничения тока через первичную обмотку.

6 Существует множество вариантов этой схемы. Но, несмотря на то, что ее применение дает хорошие результаты, все же в ней остаются некоторые из недостатков обычных схем зажигания:

а) Необходимость периодического обслуживания, обусловленная износом пары кулачок - толкатель.


Рис. В.51. Блок зажигания Sparkrite 2000

б] Отрыв контакта от кулачка при высоких скоростях.

в] Сравнительно высокая стоимость.

Следующим шегом в развитии транзисторных схем зежигания должен стать отказ от механических контактов.

7 Примером электронного устройстве, преднезначенного дпя модернизации старых систем зежигания, может служить блок Sparkrite 2000 (см. рис. 6.51), Использование этого блока предполагеет наличие как контактного прерывателя, так и кетушки зажигания. Для генерации искры блок использует энергию как индуктивной катущки, так и конденсатора, совмещая в себе достоинства обеих систем. (Принцип работы конденсаторной системы описан в следующем пареграфе).

8 Использование блока с элементами старой системы зажигания позволяет повысить надежность зежигения при работе на бедных смесях при любых нагрузках и скоростях. Другим его достоинством является возможность возврата к старой системе зажигания в спучае отказа электроники или какого-либо повреждения.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 [ 40 ] 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93


Чем хороши многотопливные котлы?



Нетрадиционное отопление



Детище отечественной Оборонки



Что такое автономное индивидуальное отопление?



Использование тепловых насосов



Эффективное теплоснабжение для больших помещений



Когда удобно применять теплые полы
© 1998 - 2024 www.300mm.ru.
При копировании материала обязательно наличие обратных ссылок.
Яндекс.Метрика