www.chms.ru - вывоз мусора в Жуковском
Читаемые статьи

Читаемые книги

Ссылки


Главная >  Направления железнодорожного моделизма 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 [ 37 ] 38 39 40 41 42 43 44

как для моделистов, так и для предприятий, изготавливающих по-движйой состав и принадлежности модельной железной дороги. В настоящее время в составе MOROP постоянно работает техническая комиссия, в задачи которой входит разработка новых и совершенствование действующих норм в связи с возрастающими требованиями, предъявляемыми к моделям железных дорог и повышением технических возможностей заводов-изготовителей моделей. Утверждение новых норм, внесение дополнений в ранее принятые и отмена действия устаревших норм происходят на общих заседаниях организации и представителей заводов-изготовителей.

Строгое соблюдение норм в любительском моделизме является обязательным требованием для каждого моделиста, оно обеспечит успех в работе - вознаграждение за упорный труд тем, что модель или макет будут обладать хорошими эксплуатационными качествами;поезда, движущиеся на макете, будут проходить по всем путям и стрелочным улицам без сходов; локомотивы будут двигаться в том направлении, в каком установлен переключатель на пульте управления; при движении поездов не будет происходить произвольное расцепление вагонов и др. В противном случае, когда моделист из-за незнания, поспешности или по другим причинам начнет отступать от установленных норм, он этим допустит грубые ошибки, которые очень трудно устранить после изготовления модели или макета. Такие же неприятные последствия влечет за собой некачественно составленная доку.ментация, по которой создается макет или модель.

Перед началом постройки макета или модели необходимо продумать все вопросы конструкции, проработать все узлы и свои решения нанести на чертежи - составить документацию, по которой будет выполняться работа. Хорошая и полная документация, составленная с учетом всех норм, будет служить помощйиком при постройке, эксплуатации, ремонте или реконструкции макета и модели. Особенно четкими должны быть электросхемы, а весь монтаж должен отвечать начерченному. Изменения, которые появились при постройке или эксплуатации, должны быть сначала занесены в схему и только потом осуществлены на макете. Это особенно важно для клубов и кружков, где строятся коллективные макеты и над одной задачей работает несколько моделистов.

Нормы европейских моделей железных дорог 1958 г., впервые переведенные на русский язык в первом издании нашей книги, сейчас почти полностью заменены новыми. В настоящем издании приведены действующие нормы, однако для удобства пользования выпущенной ранее литературой по железнодорожному моделизму сделаны ссылки на соответствующие нормы 1958 г.

Как уже отмечалось выше, модели железных дорог стали различать по ширине колеи. Когда в последующем стали определяться масштабы моделей-игрушек, ширина колеи стала единственным критерием при расчете масштабов - ширина колеи модели сопоставлялась с шириной колеи настоящей железной дороги:

масштаб =

ширина колеи .модели ширина колеи железной дороги

В приведенной формуле ширина колеи настоящей железной дороги принята равной 1435 мм. Эта ширина колеи принята почти во всех странах Западной Европы и Америки.

Когда создавались международные нормы, предприятия, изготавливающие модели железных дорог, производили модели различных масштабов с шириной колеи 32; 22,5; 16,5 и 12 мм.

При обобщении опыта производства были созданы три основные нормы: Диаграмма масштабов NEM 011; Масштабы и условные обозначения NEM 012; Узкоколейные железные дороги (масштабы и условные обозначения) NEM 013. В настоящее время эти нормы отменены и заменены новой - Условные обозначения, ширина колеи, масштабы NEM 010 и дополняющей ее нормой Паровые и садовые железные дороги НЕМ 020.

Норма NEM 010 определяет масштабы, в которых разрешено строить модели железнодорожной техники, соответствующую каждому масштабу ширину колеи и условные обозначения, присвоенные каждому типоразмеру. История появления общепринятых условных обозначений типоразмеров моделей железных дорог не случайна. При составлении первых норм на модели железных дорог самыми распространенными в Европе были модели, изготовленные в масштабе 1:45 с шириной колеи 32 мм. Этим моделям было присвоено условное обозначение О (нуль) - символически обозначившее начало. Модели с шириной колеи 45, 57 и 63,5 мм соответственно получили

условные обозначения 1, II и III*. Другим масштабам условные обозначения были присвоены следующим образом: масштаб 1:87 получил условное обозначение НО как начальные буквы немецких слов На1Ь Nuli (половина нуля), масштаб 1:120 - ТТ от английского ТаЫе top (доска стола), масштаб 1:160- N от немецкого Neun (девять). Условное обозначение Z, соответствующее масштабу 1:220 и ширине колеи 6,5 мм, было присвоено фирмой МагкИп , впервые освоившей выпуск таких моделей.

Норма NEM 010 устанавливает единую ширину колеи железнодорожных моделей для определенных интервалов ширины колеи настоящей железной дороги. Это сделано для удобства использования моделей подвижного состава, выполненных в одном масштабе, но имеющих несколько отличающуюся ширину колеи у оригинала, например, для железных дорог широкой колеи 1435 мм - в странах Западной Европы, 1520 мм - в СССР, 1676 мм - в Индии и др. Следовательно, модели советского подвижного состава должны быть построены с шириной колеи по норме NEM 010, но масштаб уменьшения должен быть выдержан. Например, модели советского подвижного состава, построенные в масштабе 1:87 (НО), должны иметь ширину колеи 16,5 мм, а не 17,5 мм, как получилось бы расчетом.

Моделисты довольно часто выбирают для своих макетов тему узкоколейной железной дороги, и это не случайно, так как железные

* Ранее суш,ествовавший типораз.мер II (масштаб уменьшения 1:27, ширина колеи 57 мм) в настоящее время не применяется.



дороги узкой колеи (ширина колеи менее 1435 мм) в большинстве своем являются дорогами местного значения, проложенными в холмистой местности, лесистых ущельях с пересечением множества маленьких рек. Макеты узкоколейной железной дороги компактны, а местность, воспроизведенная на них, выражает всю красоту и фантазию творения природы. Для узкоколейных железных дорог в норме NEM 010 введены дополнительные индексы к условным обозначениям типоразмеров разной ширины колеи. Например, модели узкоколейной железной дороги с шириной колеи оригинала от 650 до 850 мм, построенные в масштабе 1:87, имеют колею шириной 9 мм и условное обозначение НОе.

Во многих случаях основной масштаб некоторых узлов модели нельзя выдерживать по техническим или технологическим причинам. Например, ширина поверхности катания колеса в масштабе 1:87 составит 1 мм, а высота гребня бандажа 0,32 мм. Строгое соблюдение этих значений при постройке модели привело бы к большим затруднениям при ее эксплуатации, так как малейшие неровности пути вызыва-

ли бы сходы поезда с рельсов. Поэтому норма NEM 010 содержит примечание, допускающее, что некоторые узлы моделей могут иметь отступления от масштаба, но только в том случае, если они определены специальной нормой.

В норме NEM 010 имеется таблица коэффициентов пересчета размеров из одного масштаба в другой (табл. 2).

Наряду с общепризнанными миниатюрными моделями железнодорожной техники в отдельных странах получили некоторое распространение крупномасштабные модели с масштабом уменьшения от 1:45 до 1:2, эксплуатируемые на садовых участках и других открытых площадках. Для привода в действие таких моделей применяют электродвигатели и паровые машины, отапливаемые углем, спиртом, газом или другим топливом. Для стандартизации этих моделей принята норма Паровые и садовые железные дороги NEM 020. Описание этих моделей не является предметом настоящей книги, поэтому рассмотрение этой нормы, а также других, связанных с ней, опущено.

При постройке макетов железных дорог важное значение имеет соблюдение норм, определяющих га-

Таблица 2

Условные обозначения

Коэффициенты

пересчета

масштабных размеров

1,375

1,833

2,529

3,438

4,889

6,875

9,778

0,727

1,333

1,839

2,500

3,556

5,000

7,111

0,545

0,750

1,379

1,875

2,667

3,750

5,333

0,395

0,544

0,725

1,359

1,933

2,719

3,887

0,291

0,400

0,533

0,736

1,422

2,000

2,844

0,205

0,281

0,375

0,517

0,703

1,406

2,000

0,145

0,200

0.267

0,386

0,500

0,711

1,422

0,102

1,141

0,186

0,260

0,352

0,500

0,703

барит приближения строений, представляющий собой условное поперечное очертание (перпендикулярное оси пути), внутрь которого не должны заходить никакие части зданий, сооружений и устройств. Соблюдение этого габарита обеспечивает свободное и безопасное продвижение подвижного состава. Ранее действовавшая норма Габарит приближения строений NEM 102 пересмотрена и заменена тремя новыми нормами - Габарит приближения строений на прямых участках NEM 102, Габарит приближения строений на кривых участках NEM 103 и Габарит приближения строений узкоколейных железных дорог NEM 104.

Норма Габарит приближения строений на прямых участках NEM 102 (рис. 188) устанавливает ограничительный контур, внутрь которого не должны заходить элементы зданий, инженерных и искусственных сооружений, устройств сигнализации, опор и подвесок контактной сети и других предметов на прямых участках пути. Исключение составляет размещение в нижней части габарита различных исполнительных механизмов - приводов стрелочных переводов, расцепителей и др., а также настилов переездов и переходов. Пространство, в котором допускается размещение этих элементов, определено нормой Габариты подвижного состава NEM 301 (см. далее).

Так как радиусы кривых, допускаемые на модельной железной дороге, по сравнению с настоящими значительно уменьшены, то при прохождении модельным подвижным составом кривых участков пути происходит некоторое смещение в плане относительно оси пути.

т- в

Рис. 188. Габарит приближения строений на прямых участках, мм;

Условное обозначение

Z N ТТ НО

9,1 12,1 16,5 22,1

45,(

Для электрифицированных участков

* Для грузовых платформ.

Примечания. / - для легких сооружений (сигнальных мостиков и др.); 2 - для капитальных сооружений (мостов, тоннелей и др.); 3-для паровой н тепловозной тяги.

середины и концов вагонов и локомотивов. Следовательно, на этих участках требуется расширение габарита приближения строений. Значения расширения габарита приближения строений определены нормой Габарит приближения строений на кривых NEM 103 (рис. 189). Из рис. 189 видно, что расширение габарита приближения строений на размер Е в обе стороны одинаково. Значения Е даны в таблице в за-



висимости от радиуса. При составлении данной нормы исходной единицей подвижного состава был выбран самый длинный вагон, соответствующий группе С из нормы Межпутьевые расстояния NEM 112/i (см. далее). При наличии на макете переходной кривой, примыкающей к круговой кривой, зна-


Рис. 189. Габарит приближения строений на

кривых участках: а - габарит приближения строений; б-схема построения габарита в кривой:

Услов-

Ушнренне габарита Е

nfnci ы1

зависимости от радиуса кривой.

и и и ,1 И <1

чение

1000

1500

2250

3500

* Значения G, В\ и .NEM 102 (см. рис. 193).

взяты из нормы

чение расширения габарита Е на ЭТОМ участке необходимо рассчитывать в зависимости от параметров переходной кривой с последующей проверкой габарита опытным путем.

Нормой Габарит приближения строений узкоколейных железных дорог NEM 104 определен габарит приближения строений моделей железных дорог, имеющих в оригинале ширину колеи от 1250 до 650 мм. Для электрифицированных узкоколейных железных дорог с контактной подвеской габарит может быть увеличен до параметров, обеспечивающих беспрепятственное взаимодействие подвижного состава и устройств контактной сети. Ширина габарита В в норме НЕМ 104 соответствует прямым участкам пути. На кривых участках пути габарит расширяется на обе стороны на размер £, который можно определить по формуле

£= R- -{WW/W.

где R - радиус кривой; А - межосевое или межшкворневое расстояние наибольшей по длине единицы подвижного состава.

Норма Межпутьевые расстояния НЕМ 112/, 2 определяет минимальные расстояния между осями смежных путей для моделей железных дорог широкой колеи. Эта норма состоит из двух частей. Первая часть нормы - НЕМ 112/, (табл. 3) определяет расстояния между осями путей на прямых участках как на перегонах, так и на станциях.

Вторая часть нормы - НЕМ 112/2 определяет расстояние между осями смежных путей на кривых с учетом длины эксплуатируемого подвижного состава, а также служит для проверки возможности использования подвижного состава

определенной длины на макете, когда расстояния между осями путей в кривых известны. Как уже отмечалось выше, при прохождении подвижного состава по кривым имеют место смещения середины и концов вагонов и локомотивов относительно оси пути. Эти смещения зависят как от длины подвижного состава, так и от радиуса кривой. При увеличении длины единицы подвижного состава и уменьшении радиуса кривой боковые смещения возрастают. Наибольшие боковые смещения имеют тележечные вагоны вследствие их большой длины. Поэтому длина вагона и его межшкворневое расстояние (расстояние между центрами тележек) стали определяющими факторами для выбора расстояния между осями путей в кривых. В норме НЕМ 112/2 тележечные вагоны разделены на группы А, В, С в зависимости от общей длины и межшкворневого расстояния оригинала (табл. 4).

Имея подвижной состав определенной длины и радиус внутренней кривой, по табл. 5 определяем расстояния между осями смежных путей. При эксплуатации на макете бестележечных вагонов с жесткой базой межпутьевые расстояния, принятые для подвижного состава группы А, уменьшать недопустимо.

Норма Профиль рельса и стыковое рельсовое соединение НЕМ 120 (рис. 190) устанавливает параметры профиля рельса независимо от технологии его изготовления и возможность применения рельсов определенного профиля для модельных железных дорог с различной шириной колеи. Эта норма также разделяет по типам стыковые рельсовые соединения и устанавли-

Таблица 3

Условное обозначение

осями путей, мм

На перегоне На станции

25 28

34 38

46 52

63 71

89 103

125 141

Таблица 4

Группа

Длина

Межшкворневое

вагона, м

расстояние, м

До 20

До 14

20-24,2

14-17,2

24,2-27,2

17,2-19,5

Таблица 5

Радиус

Расстояние между

осями путей.

внутрен-

ней кри-

вой, мм

1000

1000

1200

1400

1600

1800

2000

2500

1,32

3000



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 [ 37 ] 38 39 40 41 42 43 44


Чем хороши многотопливные котлы?



Нетрадиционное отопление



Детище отечественной Оборонки



Что такое автономное индивидуальное отопление?



Использование тепловых насосов



Эффективное теплоснабжение для больших помещений



Когда удобно применять теплые полы
© 1998 - 2018 www.300mm.ru.
При копировании материала обязательно наличие обратных ссылок.
Яндекс.Метрика