высыхания и прочность прилипания. Для получения матовой поверхности в нитрокраску добавляют зубной порошок или масляную краску. Количество порошкообразного наполнителя подбирают практическим путем; появление крапинок на поверхности свидетельствует об избытке порошка. Используя масляную краску, ее предварительно разбавляют небольшим количеством растворителя N9 646 (647), выливают в нитрокраску, тщательно перемешивают и процеживают. Пользуясь добавками масляной краски, можно подбирать необходимый колер нитрокраски. При окраске аэрографами эффекта матовой поверхности можно добиться регулировкой количества подаваемого воздуха.
Окрашиваемые поверхности очищают от остатков паяльной кислоты, опилок, масла и обезжиривают бензином. Если поверхность модели имеет небольшие царапины или вмятины, которые нельзя удалить простой обработкой, то их шпаклюют небольшими порциями нитрошпаклевки. После высыхания шпаклевки обрабатываемую деталь тщательно зачищают.
Модели, изготовленные из металла или с частичным применением металла, сначала покрывают тонким слоем нитрогрунтовки, а затем окрашивают нитрокраской. Модели, изготовленные из пластмассы, можно окрашивать нитрокраской без грунтовки. Грунтовку, как и окраску модели, производят тонким слоем методом распыления.
При необходимости нанести на часть модели краску другого цвета оставшуюся часть защищают липкой лентой для склеивания магнитофонной пленки. Применять для этих целей изоляционную ленту нельзя, так как она нарушает покрытие, сделанное нитрокраской. Как исключение, можно пользоваться пленкой из разведенного мыла, нанесенной кистью. После окраски мыльную пленку смывают теплой водой.
При нанесении на кузов локомотива или вагона цветных полос и окантовок из целлулоида, ацетатной или рентгеновской пленки изготавливают специальные шаблоны, по контурам которых с помощью чертежного ресфедера наносят краску. Для этих работ наиболее подходит поли-винилацетатная темперная краска. Она достаточно прочна после высыхания, не растворяет основное покрытие, выполненное нитрокраской, неправильно наложенный рисунок можно смыть теплой водой, что очень важно при исправлении дефектов.
Хорошее качество надписей и номеров на моделях можно получить, применяя летросет - переводной шрифт, используемый в художественных и плакатных работах. Если такого шрифта нет, надписи можно аккуратно сделать пером или ресфе-дером поливинилацетатной темперной краской. Отдельные надписи, например заводские таблички, можно изготавливать фотопутем (см. главу IV) и наклеивать на корпус модели.
ПРИЛОЖЕНИЕ J
Переводная таблица для условного обозначения НО
0,0000
0,0114
0,0229
0,0344
0,0459
0,0574
0,0689
0,0804
0,0919
0,1034
0,1149
0,1264
0,1379
0,1494
0,1609
0,1723
0,1838
0,1953
0,2068
0,2183
0,2298
0,2413
0,2528
0,2643
0.2758
0,2873
0,2988
0,3103
0,3218
0,3332
0,3448
0,3563
0,3678
0,3792
0,3907 ! 0,4022
0,4137
0,4252
0,4367
0,4482
0,4597
0,4712
0,4827
0,4942
0.,5057
0,5172
0,5287
0,5401
0,5516
0,5631
0,5747
0,5861
0,5976
0,6091
0,6206
0,6321
0,6436
0,6551
0,6666
0,6781
0,6896
0,7011
0,7126
0,7241
0,7356 1 0,7470
0,7585
0,7700
0,7815
0,7930
0,8045
0,8160
0,8275
0,8390
0,8505
0,8620
0,8735
0,8850
0,8965
0,9079
0,9195
0,9310
0,9425
0,9539
0,9654
0,9769
0,9884
1 1,0000
0,0114
1,0229
1,0344
1,0459
1,0574
1,0689
1,0804
1,0019
1,1034
1,1149
1,1264
1,1379
1,1494
1,1609
1,1723
1,1838
1,1953
1,2068
1,2183
1,2298
1,2413
1,2528
1,2643
1,2758
1,2873
1,2988
1,3103
1,3218
1,3332
1,3448
1,3563
1 3678
1,3792
1,3907
1,4022
1,4137
1,4252
1,4367
1,4482
1,4597
1,4712
1,4827
1,4942
1,5057
1,5172
1,5287
1,5401
1,5516
1,5631
1,5747
1,5861
1,5976
1,6091
1,6206
1,6321
1,6436
1,6551
1,6666
1,6781
1,6896
1,7011
1,7126
1,7241
1,7356
1,7470
1,7585
1,7700
1,7815
1,7930
1,8045
1,8160
1,8275
1,8390
1,8505
1,8620
1,8735
1,8850
1,8965
1,9079
1,9195
1,9310
1,9425
1,9539
1,9654
1,9769
1,9884
12,0000 (
2,0114
2,0229
2,0344
2,0459
2,0574
2,0689
2,0804
2,0919
2,1034
2,1149
2,1264
2,1379
2,1494
2,1609
2,1723
2,1838
2,1953
2,2068
2,2138
2,2298
2,2413
2,2528
2,2643
2,2758
2,2873
2,2988
2,3103
2,3218
2,3332
2,3448
2,3563
2,3678
2,3792
2,3907
2,4022
2,4137
2,4252
2,4367
2,4482
2,4597
2,47! 2
2,4827
2 4942
2,5057
2,5172
2,5287
2,5401
2,5516
2,5631
2,5747
2,5861
2,5976
2,6091
2,6206
2,6321
2,6436
2,6551
2,6666
2,6781
2,6896
2,7011
2,7126
2,7241
2,7356
2,7470
2,7585
2,7700
2,7815
2,7930 j 2,8045
2,8160
2,8275
2,8390
2,8505
2,8620
2,8735
2,8850
2,8965
2,9079
2,9195
2,9310
2,9425
2,9539
2,9654
2,9769
2,9884
3,00001
3,0114
3,0229
3,0344
3,0459
3,0574
3,0689
3,0804
3,0919
3,1034
3,1149
3,1264
3,1379
3,1494
3,1609
3,1723
3,1838
3,1953
3,2068
3,2183
3,2298
3,2413
3,2528
3,2643
3,2758
3,2873
3,2988
3,3103
3,3218
3,3332
3,3448
3,3563
3,3678
3,3792
3,3907
3,4022
3,4137
3,4252
3,4367
3,4482
3,4597
3,4712
3,4827
3,4942
3,5057
3,5172
3,5287
3,5401
3,5516
3,5631
3,5747
3,5861
3,5976
3,6091
3,6206
3,6321
3,6436
3,6551
3,6666
3,6781
3,6896
3,7011
3,7126
3,7241
3,7356
3,7470
3,7585
3,7700
3,7815
3,7930
3,8045
3,8160
3,8275
3,8390
3,8505
3,8620
3,8735
3,8850
3,8965
3,9079
3,9195
3,9310
3,9425
3,9539
3,9654
3,9769
3,9884
4,00001
4,0114
4,0229
4,0344
4,0459
4,0574
4,0689
4,0804
4,0919
4,1034
4,1149
4,1264
4,1379
4,1494
4,1609
4,1723
4,1838
4,1953
4,2068
4,2183
4,2298
4,2413
4,2528
4,2643
4,2758
4,2873
4,2988
4,3103
4,3218
4,3332
4,3448
4,3563
4,3678
4,3792
4,3907
4,4022
4,4137
4,4252
4,4367
4,4482
4,4597
4,4712
4,4827
4,4942
4,5057
4,5172
4,5287
4,5401
4,5516
4,5631
4,5747
4,5861
4,5976
4,609!
4,6206
4,6321
4.6436
4,6551
4,6666
4,6781
4,6896
4,7011
Продолжение прилож. 1
4,7126
4,7241
4,7356
4,7470
4,7585
4,7700
4,7815
4,7930
4,8045
4,8160
4,8275
4,8390
4,8505
4,8620
4,8735
4,8850
4,8965
4,9079
4,9195
4,9310
4,9425
4,9539
4,9654
4,9769
4,9884
I 5,00001
5,0114
5,0229
5,0344
5,0459
5,0574
5,0689
5,0804
5,0919
, ), 10.34
5,1149
5,1264
5,1379
5,1494
5,1609
5,1723
5,1838
5,1953
5,2068
5,2183
5,2298
5,2413
5,2528
5,2643
5,2758
5,2873
5,2988
5,3103
5,3218
5,3332
5,3448
5,3563
5,3678
5,3792
5,3907
5,4022
5,4137
5,4252
5,4367
5,4482
5,4598
5,4712
5,4827
5,4942
5,5057
5,5172
5.5287
0,5401
5,5516
5,5631
5,.5747
5,5861
5,5976
5,6091
5,6206
5,6321
5.fi436
5,6551
5,6666
5,6781
5,6896
5,7011
5,7126
5,7241
5,7356
5,7470
5,7585
5.7700
5,7815
5,7930
5,8045
5,8160
5,8275
5,8390
5,8.505
5,8620
5,8735
5,8850
5,8965
5,9079
5,9195
5,9310
5,9425
5,9539
5,9654
5,9769
5,9884
1 6,00001
6,0114
6,0229
6,0344
6,0459
6,0574
6,0689
6,0804
6,0919
6,1034
6,1149
6,1264
6,1379
6,1494
6,1609
6,1723
6,1838
6,1953
6,2068
6,2183
6,2298
6,2413
6,2528
6,2643
6,2758
6,2873
6,2988
6,3103
6,3218
6,3332
6,3448
6,3563
6,3678
6,3792
6,3907
6,4022
6,4137
6,4252
6,4367
6,4482
6,4597
6,4712
6,4827
6,4942
6,5057
6,5172
6,5287
6,5401
6,5516
6,5631
6,5747
6,5861
6,5976
6,6091
6,6206
6,6321
6,6436
6,6551
6,6666
6,6781
6,6896
6,7011
6.7126
6,7241
6,73,56
6,7470
6,7.585
6,7700
6,7815
6,7930
6,8045
6,8160
6,8275
6,8390
6,8.505
6,8620
6,8735
6,8850
6,8965
6,9079
6,9195
6,9310
6,9425
6,9539
6,9654
6,9769
6,9884
1 7,00001
7,0114
7,0229
7,0314
7,0459
7,0574
7,0689
7,0804
7,0919
7,1034
7,1149
7,1264
7,1379
7,1494
7,1609
7,1723
7,1838
7,19.53
7,2068
7,2183
7,2298
7,2413
7,2528
7,2643
7,27.58
7,2873
7,2988
7,3103
7,3218
7,3332
7,3448
7,3563
7,3678
7,3792
7,3907
7,4022
7,4137
7,4252
7,4367
7,4482
7,4597
7,4712
7,4827
7,4942
7,5057
7,5172
7,.5287
7,5401
7,5516
7,.5631
7,5747
7,5861
7,5976
7,6091
7,6206
7,6321
7,6436
7,6551
7,6666
7,6781
7,6896
7,7011
7,7126
7,7241
7,7356
7,7470
7,7585
7,7700
7,7815
7,7930
7,8045
7,8160
7.8275
7,8390
7,8.505
7,8620
7,8735
7,8850
7,8965
7,9079
7,9195
7,9310
7,9425
7,9539
7,9654
7,9769
7,9884
18,00001
8,0114
8,0229
8,0344
8,0459
8,0574
8,0689
8,0804
8,0919
8,1034
8,1149
8,1264
8,1379
8,1494
8,1609
8,1723
8,1838
8,1953
8,2068
8,2183
8,2298
8,2413
8,2528
8,2643
8,2758
8,2873
8,2988
8,3103
8,3218
8.3332
8,3448
8,3563
8,3678
8,3792
8,3907
8,4022
8,4137
8,4252
8,4367
8,4482
8,4597
8,4712
8,4827
8,4942
8,5057
8,5172
8,5287
8,5401
8,5516
8,.5631
8,5747
8,5861
8,.5976
8,6091
8,6206
8,6321
8,6436
8,6551
8,6666
8,6781
8,6896
8,7011
8,7126
8,7241
8,7356
8,7470
8,7585
8,7700
8,7815
8,7930
8,8045
8,8160
8,8275
8,8390
8,8505
8,8620
8,8735
8,8850
8,8965
8,9079
8,9195
8,9310
8,9425
8,9539
8,9654
8,9769
8,9884
19,00001
9,0114
9,0229
9,0344
9,0459
9,0574
9,0689
9,0804
9,0919
9,1034
9,1149
9,1264
9,1379
9,1494
9,1609
9,1723
9,1838
9,1953
9,2068
9,2183
9,2298
9.2413
9,2.528
9,2643
9,2758
9,2873
9,2988
Окончание прилож. I
9,3103
9,3218
9,3332
9,3448
9,3563
9,3678
9,3792
9,3907
9,4022
9,4137
9,4252
9,4367
9,4482
9,4597
9,4712
9,4827
9,4942
9,5057
9,5172
9,.5287
9 5401
9,5516
9,5631
9,5747
9,5861
9,5976
9,6091
9,6206
9,6321
9,6436
9,6551
9,6666
9,6781
9,6896
9,7011
9,7126
9,7241
9,7356
9,7470
9,7585
9,7700
9,7815
9,7930
9,8045
9,8160
9,8275
9,8390
9,8620
9,8735
9,8735
9,88,50
9,8965
9,9079
9,9195
9,9310
9,9425
9,9539
9,9654
9,9769
9,9884
10,0000
10,0114
10,0229
10,0344
10,0459
10,0574
10,0689
10,0804
10,919
10,1034
10,1149
10,1264
10,1379
10,1494
10,1609
10,1732
10,1838
10,1953
10,2069
10,2183
10,2298
10,2413
10,2528
10,2643
10,27,58
10,2873
10,2988
10,3103
10,3218
10,3332
10,3448
10,3563
10,3678
10,3792
10,3907
10,4022
10,4137
10,42.52
10,4367
10,4482
10,4,597
10,4712
10,4827
10,4942
10,5057
0,5172
10,5287
10,5401
10,5516
10 5631
10 5747
10,5861
10,5976
10,6091
10,6206
10,6321
10,6436
10,6,551
10.6666
10 6781
10,6896
10,7011
10,7126
10,7241
10,73,56
10,7470
10.7585
10,7000
10,7815
10.7930
10,8045
10,8160
0,8275
10,8390
10,8505
10,8620
10,8735
10,8850
10,8965
10,9079
10,9195
10,9310
0,9425
10,9.539
10,9654
10,9769
10,9884
11,0000
1,0114
11,0229
11,0344
11,0459
11,0574
11,0689
11,0804
11,0919
11,1034
11,1149
11,1264
11,1379
11,1494
11,1609
11,1723
11,1838
11,19,53
11,2068
11,2183
11,2298
11,2413
11,2528
11,2643
11,2758
11,2873
11,2988
11,3103
11,3218
11,3332
11,3448
11,3563
11,3678
11,3792
11.3907
11,4022
11,4137
11,4252
11,4367
11,4482
11,4597
11,4712
11,4827
1000
11,4942
11,5057
11,5172
11,5287
11,5401
11,5516
11,5631
11,5747
11,5861
11,5976
1000
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Условные графические обозначения для схем и чертежей моделей железных дорог
Наименование
Путь
с двумя изолированными рельсами с тремя изолированными рельсами с двумя изолированными рельсами и контактной сетью
Изолированные участки пути
Место подключения проводов к рельсам.
разрыв на одной рельсовой нити то же на двух рельсовых нитях
на боковой рельсовой нити в контактной подвеске
правому левому обоим
Движение Номер пути
в одном направлении в обоих направлениях
одиночный двойной Глухое пересечение
односторонний
двойной Тупик с упорным брусом Расцепитель подвижного состава
а - поперечные штрихи обозначают стыки отдельных рельсовых звеньев;
б - магистральные и главные пути вычерчивают сплошными основными линиями; в - второстепенные и узкоколейные линии вычерчивают сплошными тонкими линиями; г - пути, проектируемые или проходящие в тоннелях, вычерчивают пунктиром. Боковые черточки означают опоры контактной сети; направление черточек в сторону установки опор.
Продолжение прилож. 2
Наименование
Обозначение
Обозначение радиуса кривой (мм) Высота над (под) основным уровнем (мм)
Отметка высоты над (под) основным уровнем (мм)
Обозначение подъема (уклона) пути между двумя отметками высоты (начало и конец или из.менение наклона подъема обозначается от.метками высоты)
Путь, проложенный Мост
Путепровод Тоннель
Постройки (вид сверху)
на насыпи в выемке
Платформа
пассажирская грузовая
Переходной мост
Поворотный круг (длина поворотной фермы 250 мм) Смотровая канава
Гидроколонна
Раздаточный бункер для песка Угольный кран
Козловой кран
J Подъем (уклон) пути обозначают отношением 1:Л.
Выступы в середине означают опоры. ° Портал с боковыми подпорными стенками.
Сокращенная надпись должна выражать назначение постройки.