Читаемые статьи
Читаемые книги
Ссылки
|
Главная > Насосы, вентиляторы и компрессоры Пусть о - расход через межлопаточные каналы на единице длины отвода, мЗ/(с.м); с - среднее значение тангенциальной составляющей абсолютной скорости на выхо- Рис 15 1 Конструктивная схема вихревого насоса: потока . I Рис. 15.2. К расчету давления, развиваемого вихревым насосом де из межлопаточных каналов в отвод, м/с; Со - средняя скорость потока в отводе, м/с. Если полагать приближенно ось отвода прямолинейной, то по схеме на рис. 15.2 уравнение количества движения для потока, выходящего из колеса в отвод, ~[fp - fiP + Ф)1т = pqdlAtc, - pqdlAtCz. Следовательно, (15.1) Из (15.1) видно, что давление в отводе нарастает в направлении движения пропорционально длине отвода. Интегрирование (15.1) дает теоретическое повыщение давления на длине I отвода Рт = Р-у(С2и - Со)1. Теоретическое повышение напора на длине / отвода Рт Q.I , (си-с,). (16.2) Р8 Sf Расход в сечении отвода Q=/co, поэтому (15.2.) приводит к следующему уравнению теоретической характеристики вихревого насоса: (15.3) Вследствие постоянства q и С2 по длине отвода уравнение (15.3) графически изображается прямой линией (рис. 15.3). Потери напора в проточной полости насоса пропорциональны квадрату подачи, поэтому, построив на графике на рис. 15.3 характеристики потерь напора /j =mQ вычитанием ординат получаем характеристику действительного напора =/(Q). Полезная теоретическая мощность вихревого насоса = PQ, или, учитывая (15.3), (15.4) Это уравнение графически изображается квадратичной параболой с осью, параллельной оси ординат. Очевидно, что jVt=0 при Q=0 Q=fc2n (рис. 15.4). Максимум Лт находится дифференцированием Лт по Q: =p4(c.-2f) = 0. * В основу вывода формулы положена предельно упрощенная модель течения. Действительная картина течения и количественные зависимости чрезвычайно сложны. Отсюда получим значение Q, при котором достигаете* (Лт)макС Максимальное значение по уравнению (15.4) где m - масса жидкости, проходящей в 1 с через межлс паточные каналы рабочего колеса. Характеристика Nt=-F{Q) показана иа рис. 15.4. Рис 15 3 Характеристики Рис. 15.4. Характеристики мощно, теоретического дейстни- стей и КПД вихревого насоса тельного напоров вихревого иасоса [к уравнению (15.3)1 Рабочее колесо вихревого насоса увеличивает тангея циальную составляющую скорости жидкости, проходящей через него, от Cq до Сги, составляющая скорости вихревого течения в отводе и рабочем колесе по условию иеразрывйо-сти сохраняется постоянной. Поэтому мощность, затрачиваемую рабочим колесом вихревого иасоса, можно вычислить как разность секундных кинетических энергий потока на выходе и входе: 4и р ) Значения Лр.к дл*я характерных подач, использованных при построении графика Nt=F{Q), Q = 0; Vp. = По этим данным построен график Л/p.K = f(Q) (рис. 15.4). Ввиду того что Л/т - полезная теоретическая мощность, а Np.K - теоретическая мощность, затрачиваемая колесом, внутренний КПД вихревого насоса вычисляется как отношение Nr к Лр.к, определяемое по (15.4) и (15.5), Окончательное выражение для r]i получается подстановкой в последнее равенство Q=fCo: (15.6) Величины 11,- для некоторых значений Q: Q = 0; Со = 0; Лг = 0; Q = fcJ2; Со = cJ2; т) = 0,66; Q = /C2u;Co = C2 ; TJi = 1. Характеристика внутреннего КПД показана на рис. 15.4 штриховой линией. Внутренние потери энергии, обусловленные передачей энергии от рабочего колеса потоку жидкости в отводе, представляются отрезками ординат между кривыми A/p.K=f (Q) и yVT=/(Q). Из изложенного следует, что при постоянной частоте вращения рабочего колеса внутренние потери энергии в вихревом насосе тем больше, чем меньше подача. Следовательно, эксплуатация вихревого насоса в режиме значительного дросселирования нежелательна. 15.3. Действительные характеристики Кроме внутренних потерь, свойственных процессу передачи энергии от рабочего колеса потоку в отводе и оцениваемых внутренним КПД но (15.6), в вихревых насосах наблюдаются объемные, гидравлические и- механические по- тери энергии. Объемные потери энергии здесь значительны! и составляют до 20 % энергии, подводимой к валу вихревого насоса. Они обусловлены перетеканием жидкости через зазоры между поверхностями разделителя к (см. рис* 15.1) и кромками лопастей б рабочего колеса из полости напорного патрубка в по- ГУ лость всасывания вслед-±1~ ствие неравенства давлений (Р2>р,). Гидравлические потер энергии возникают вследст-/о вне трения и вихреобразо-, вания при поступательно /ff а,л/с Рис. 15.5. Характеристики вихревого насоса ЭВ-2,7 И циркуляционном движени. 1 ях жидкости в криволинейном отводе вихревого насо-. са. Ввиду того что скорости -этих движений значитель-ны, гидравлические потери . энергии составляют до 30 Yoj энергии иа валу. Механические потери, как и в центробежных на- сосах, обусловлены трени ем в сальниках и пoдшип:J никах и трением нерабочих поверхностей колеса насоса жидкость в осевых зазорах. Эти потери составляют до 10 % подводимой к насосу энергии. Столь значительные потери энергии приводят к TOMyjJ что при наиболее благоприятных для вихревых насосо режимах высокой подачи КПД, учитывающий все потер! в лучщих конструкциях, не превышает 0,5. На рис. 15.5 показаны опытные характеристики вихре вого насоса ЭВ-2,7. Максимум КПД для него составляе всего 32 %. 15.4. Уравновешивание сил, действующих на колесо Колесо работающего вихревого насоса нагружено про?, дольной й поперечной силами, передающимися на вал. Продольная сила возникает в результате различия дав- лений на торцовые поверхности колеса в осевых зазорзЗ тип (см. рис. 15.1). Эта сила невелика, легко воспринимается радиальным шариковым подпятником и можех (рис g применением колеса симметричной формы Поперечная сила обусловлена тем, что давление в отводе распределяется неравномерно и, как показывают уравнение (15.1) и опыт, пропорционально углу ф (рис. 15.7). Рис. 15.6. Рабочее колесо с уравновешенной осевой силой: / - рабочее колесо с симметричным сечеиием; S - рабочие лопасти; 3 - отвод симметрнчиого сечения; 4 - дистанционные втулки Рис. 15.7. Распределение давдщия по длине отвода вихревого насоса Если Я -напор, создаваемый колесом, то давление в произвольном сечении отвода равно Р- ф, его попереч- ная составляющая равна фзшф. Элементарная поперечная сила, действующая на длине D , отвода -J при ширине колеса В, буДет В---ф8ШфЙ(р. Полная поперечная сила п pgHBD Ф sin фф.
|
Чем хороши многотопливные котлы? Нетрадиционное отопление Детище отечественной Оборонки Что такое автономное индивидуальное отопление? Использование тепловых насосов Эффективное теплоснабжение для больших помещений Когда удобно применять теплые полы |
© 1998 - 2024 www.300mm.ru.
При копировании материала обязательно наличие обратных ссылок. |